На главную - www.sila.nm.ru

Жонглирование

Этот раздел будет постепенно дополняться это - первая часть

Содержание:

1) Вступление

2) Терминология жонглирования

3) Основные стойки атлета

4) Положение гири

5) Положение свободной руки

6) Стартовое положение атлета с гирей

7) Названия вращений дужки

8) Вращения двух гирь

9) Способы приема (ловли) гири

 

Жонглирование — это разновидность гиревого спорта, отдельное направление его развития. В сравнении с классическим двоеборьем этот вид спорта, к сожалению, пока не получил широкого распространения. Причин для этого много: нет методической литературы, тренеров, гирь соответствующего веса и т.п. Желающие заниматься просто не имеют представления о жонглировании. Тем не менее жонглирование с каждым годом завоевывает все больше поклонников, расширяется география этого вида. Примерно 15 лет назад были известны лишь несколько групп — это ангарская, липецкая и две-три еще, которые способны были продемонстрировать “высший пилотаж”. В настоящее время таких групп значительно больше. Последние 5 лет лидирующее положение занимает московская группа, созданная при авиационном институте тренером Л. В. Ануровым. Кроме мужской группы там создана и женская, которая пользуется не меньшим (если не большим) успехом на различных показательных выступлениях с гирями по 8 кг (мужчины — с 16 кг),

По жонглированию ежегодно проводятся чемпионаты России, в которых принимают участие лучшие 6—7 групп. Победителям (согласно классификации) присваиваются звания мастеров спорта и чемпионов России. Это очень зрелищный и эмоциональный вид спорта. Так, около 10 лет назад выступление по телевидению лучшей в то время ангарской группы вызвало огромный интерес у зрителей. Каждое выступление гиревиков-жонглеров воспринимается как шоу. В подтверждение тому — выступление детской группы из села Становое Липецкой области на международной смене Всероссийского пионерского лагеря “Орленок”. Главный режиссер лагеря Н.Н. Зинцов включил выступления жонглеров в программы всех запланированных культурных мероприятий, в которых принимали участие лучшие детские коллективы художественной самодеятельности России. За 24 дня — 11 выступлений и самый теплый прием и аплодисменты. Даже на тренировках ребят окружала толпа отдыхающих, восхищающихся их мастерством.

Включение жонглирования как средства ОФП в занятия с “классиками” значительно повышает эмоциональность занятий (игровой метод), вносит разнообразие в тренировочный процесс. Кроме того, почти все упражнения жонглирования эффективно воздействуют на развитие основных групп мышц, на воспитание физических качеств занимающихся. Дети, сами того не замечая, выполняют очень большое количество наклонов и энергичных выпрямлений туловища в каждом занятии, что способствует укреплению мышц спины, формированию правильной осанки, а следовательно, и профилактике сколиозов.

В данной методической работе впервые сделана попытка создать соответствующую терминологию жонглирования, определить принципы названия элементов, методику обучения.

В настоящее время ведущие специалисты разрабатывают более совершенные правила соревнований, классификацию элементов по сложности исполнения и др. Есть основания полагать, что в ближайшие годы жонглирование и как средство физического развития, и как один из зрелищных видов спорта поднимется на более высокую ступень своего развития, и зрители чаще будут видеть “добрых молодцев” на различных сценах и на телевидении.

Терминология жонглирования

Жонглирование — подбрасывание и ловля вращающейся гири.

Элемент жонглирования — отдельное упражнение жонглирования, выполняемое из определенного исходного положения спортсмена и заканчивающееся приемом (ловлей) подброшенной гири каким-либо способом.

Связка элементов — несколько элементов, выполняемых слитно, один за другим. Каждый элемент состоит из основы и составляющих частей.

Основа элемента — подбрасывание гири в том или ином направлении (главное движение).

Составляющие части элемента — движения атлета и гири, дополняющие основу, придающие элементу целостность и законченность.

К составляющим частям относятся:

1. Стартовое положение атлета с гирей.

2. Обороты гири (количество).

3. Направления вращения дужки гири.

4. Способы приема (ловли) гири.

5. Перемещения атлета.

6. Положения свободной руки.

Основные стойки атлета

Основная стойка естественная стойка атлета лицом к зрителям (рис. 4).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка естественная стойка атлета правым (левым) плечом к зрителям.

Стойка на колене стойка с опорой на колено лицом к зрителям (рис.5).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка на колене стойка на колене правым (левым) плечом к зрителям.

Положения гири

Гиря спереди находится на помосте (полу) впереди атлета, 25—30 см от линии пальцев ног (рис. 4 а).

Гиря сбоку — находится справа (слева) от атлета на линии пальцев ног (рис. 4 б).

Гиря на груди находится на груди в согнутой руке (рис. 6).

Гиря на предплечье спереди удерживается на предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем вперед, ладонью вниз (рис. 7).

Гиря на предплечье сбоку удерживается на предплечье согнутой руки, отведенной в сторону (рис. 8).

Гиря на плече удерживается кистью на плечевом суставе (рис. 9).

Гиря на ладони поставлена на ладонь согнутой спереди руки, направленной локтем вниз (рис. 10).

Гиря на ладони — поставлена на ладонь поднятой вверх руки (рис.11).

Гиря в захвате дужка гири обхвачена кистью.

Гиря на поднятой в захвате удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке (рис. 11 а).

Гиря на поднятой в равновесии удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке вверх донцем (рис. 11 б).

Гиря на замахе спереди — находится в нефиксируемом положении в вытянутой вперед руке (рис. 12).

Гиря на замахе сбоку находится в отведенной в сторону руке(рис.13).

Гиря на замахе сзади находится в отведенной назад руке (рис. 14).

Гиря на замахе снизу находится в оттянутой вниз руке сзади за коленями (рис. 15).

Если не указано, в какой руке находится гиря, это означает — в правой (справа, на правой).

Если гиря в левой руке, то название руки указывается:

— гиря на предплечье левой спереди (сбоку),

— гиря на левом плече,

— гиря на ладони поднятой левой,

— гиря на ладони левой согнутой спереди,

— гиря на поднятой левой в захвате,

— гиря на поднятой левой в равновесии.

Положение дужки гири

Положение дужки гири на помосте определяется относительно линии пальцев ног атлета в естественной стойке. Существуют 2 основных положения:

1. Дужка параллельно линия дужки расположена параллельно линии пальцев.

2. Дужка углом — расположена углом к линии пальцев ног.

Положение свободной руки

Свободная рука рука без гири.

Свободная в сторону отведена в сторону на уровне плечевого сустава ладонью вниз.

Свободная за спину согнутая рука отведена за спину на уровне пояса ладонью назад.

Свободная вверх поднята вверх ладонью вперед.

Если положение свободной руки не указано, это означает, что она находится в естественном положении (опущена вниз).

Стартовое положение атлета с гирей

Это положение принимается как с одной, так и с двумя гирями. Перед началом выполнения элемента (выступления) атлет принимает” исходное положение (старт). В классическом двоеборье существуют две разновидности стартов: фиксируемое и нефиксируемое (статическое и динамическое). В жонглировании количество стартовых положений значительно больше.

Статический старт — зафиксированная (неподвижная) стойка атлета с гирей (гирями) перед началом выполнения элемента.

Динамический старт — наиболее выгодное (удобное) нефиксируемое положение атлета с гирей (гирями) перед выполнением элемента. К динамическому старту относятся все стойки атлета в положение гири “на замахе”, остальные — к статическому.

При названии или записи стойки (старта) атлета с гирей вначале указывается стойка атлета, затем — положение гири, дужки и свободной руки (см. “Стойки атлета, положения гири, дужки и свободной руки”). Такая последовательность позволяет полностью и точно назвать (записать) любую классическую стойку атлета с гирей.

Полные названия статических стартовых положений атлета с гирей

И.п. - о.с. - гиря спереди, дужка параллельно (углом) (см. рис. 4 а).

И.п. — о.с. — гиря сбоку, дужка углом (см. рис. 4 б). И.п. — о.с. — гиря на предплечье спереди, свободная в сторону (за спину).

Стойка на колене, гиря на полу в захвате (см. рис. 5). По тому же принципу определяются названия других стоек.

Стартовые положения с гирей на замахе (динамические)

И.п. - о.с. - гиря на замахе спереди (сбоку, сзади, снизу) (см.рис.12,13, 14, 15).

Если название удерживающей гирю руки не указано, это означает - гиря в правой (справа).

Если гиря в левой:

- гиря на замахе левой снизу,

- гиря на замахе левой сзади,

- гиря на замахе левой сбоку,

- гиря на ладони поднятой левой,

- гиря на левом плече.

Положение дужки и свободной руки указывается дополнительно. Названия любых других стоек, в зависимости от положения гири, дужки и свободной руки, определяется по тому же принципу.

В некоторых стойках атлета с гирей в практике используется лишь одно наиболее удобное (естественное) положение дужки применительно к тому или другому положению гири. К таким положениям относятся: “гиря на предплечье”, “гиря на плече”, “гиря на поднятой в захвате”. В первом случае дужка располагается вдоль предплечья и касается его, во втором - направлена вертикально, в третьем - обхвачена кистью и находится в наиболее удобном положении для удерживания -за предплечьем.

Названия вращений дужки

Дужка может вращаться в различных плоскостях, с различным направлением и количеством оборотов. На практике в основном применяются два классических положения вращающейся дужки: “открытой” и “углом”.

Открытая дужка вращается в той или иной плоскости всей фронтальной поверхностью (открыта).

Оборот — вращение гири вокруг своей оси. Количество оборотов обозначается числовыми терминами: “с двумя”, “с тремя” и т.д. Пол-оборота в названиях элементов не указывается.

Открытой от себя вращается вперед в вертикальной плоскости (рис. 16 а).

Открытой на себя вращается назад в вертикальной плоскости (рис. 166).

Открытой горизонтально вертикально направленная дужка вращается в горизонтальной плоскости (рис. 17 а).

Углом от себя дужка, направленная углом вперед, вращается вперед в вертикальной плоскости (рис. 17 б).

Углом на себя вращается углом назад в вертикальной плоскости (рис. 17 в).

Углом горизонтально вращается углом в сторону в горизонтальной плоскости (рис. 17 г).

Винтом вращается винтообразно (рис. 17 д).

В практике вращения “винтом” применяется редко.

Вращения двух гирь

Односторонние вращения:

Открытыми на себя (от себя).

Углами от себя (на себя).

Открытыми горизонтально.

На практике вращение двух гирь в горизонтальной плоскости выполняется в основном в противостороннем направлении (одна влево, другая вправо).

Противостороннее вращение — одна гиря вращается в одну сторону, а другая — в противоположную.

Открытыми с противосторонним вертикально одна гиря вращается “открытой” от себя, другая — на себя (рис. 18).

Открытыми с противосторонним горизонтальноодна гиря вращается “открытой” горизонтально вправо, другая — влево.

Углами с противосторонним вертикально одна гиря вращается в вертикальной плоскости от себя, другая — на себя.

Углами с противосторонним горизонтально одна гиря вращается углом влево, другая — вправо в горизонтальной плоскости.

Способы приема (ловли) гири

Большинство названий способов приема совпадает с названиями положений гири на старте атлета с гирей. Следует помнить, что положение гири в начале выполнения элемента является стартовым (см. раздел “Названия положений атлета с гирей”). Если атлет принимает (ловит) падающую гирю в то же положение — это уже способ приема. Поэтому при многократном повторении одного элемента или выполнении связки элементов очень часто тот или иной способ приема гири одновременно является стартовым положением для выполнения очередного элемента.

В захват — дужка захватывается кистью сверху .

Обратный захват — дужка захватывается кистью снизу.

На поднятую в захват гиря захватывается за дужку вверху над головой и удерживается на прямой руке за предплечьем.

На предплечье спереди гиря падает на подставленное предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем вперед, ладонью вниз. Пальцы в этом положении обычно согнуты (рис. 19).

На предплечье сбоку гиря падает на предплечье согнутой руки, отведенной в сторону.

На ладонь согнутой спереди — гиря падает дном на ладонь согнутой спереди руки, направленной локтем вниз.

На ладонь поднятой гиря падает дном на ладонь поднятой вверх руки (рис. 20).

На поднятую в равновесие — гиря захватывается за дужку кистью и удерживается на прямой руке дном вверх.

В захват в стойку на колено — гиря захватывается за дужку и без задержки ставится на пол, одновременно принимается стойка на колено. Обычно этот способ приема гири применяется в последнем элементе программы — “концовке”.

Как и стартовые положения атлета с гирей, способы приема делятся на статические — неподвижную (фиксируемую стойку) и динамические (нефиксируемую стойку). Нефиксируемые способы приема при выполнении одного элемента являются одновременно стартовым положением для выполнения другого.

Все способы приема могут быть дополнены тем или другим положением свободной руки (см. раздел “Положения свободной руки”).

Например, на предплечье спереди, свободная в сторону. На ладонь поднятой, свободная в сторону и др.

Если положение руки не указано, это означает, что рука — в естественном положении.ъ

В начало

Есть вопросы - пишите!

Sila@nm.ru

Андрей

Данный раздел создан с использованием книги

"Гири. Спорт сильных и здоровых."

Воротынцев А.И.

На главную - www.sila.nm.ru

Хостинг от uCoz